Happytimebest.ru

Все для праздника
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детский театр игра

Какими должны быть театрализованные игры для детей 5-6 лет

Пожалуй, каждый взрослый может припомнить забавные эпизоды из своего детства, когда он разыгрывал разные смешные сценки, наряжаясь и изображая любимого сказочного героя. Психологи говорят, что желание к изображению и представлению свойственно маленьким деткам, так как они по своей природе очень артистичны. Театрализованные игры имеют большое значение в детском развитии, давая возможность ребятишкам реализовать свои возможности, раскрыть творческие способности, сформировать важные качества личности, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Полезны они в домашнем воспитании тем, что помогают взрослым развивать свое чадо в естественной для него среде — игре. Поэтому так важно замечать и поощрять желание ребенка представлять полюбившегося персонажа или разыгрывать какие-либо сценки. Кроме того, театральные игры помогают обогатить семейный досуг, сделать более интересными семейные праздники, разнообразить общение взрослых и детей, когда они совместно участвуют в театральных представлениях, готовят костюмы, декорации, подбирают и даже сочиняют тексты.

Как правильно организовать театральную игру для детей

Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях? Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и малышам, и старшим дошколятам. Главное, сделать их доступными, понятными и увлекательными для детей. Поэтому важно соблюдать определенные правила проведения театрализованной игры:

Учитывать возрастные особенности

  • Даже самый маленький ребенок может принять участие в домашнем театральном действии, если речь, характер персонажей и их действия понятны ему. Поэтому, вовлекая кроху в театральные игры, лучше брать за основу веселые стишки, потешки, хорошо известные сказки. Детям 3 лет будут интересны персонажи, которые похожи на них самих. Например, взрослый предлагает малышу поиграть в настольный театр по мотивам сказки «Колобок». Основные роли исполняет сам, а крохе поручает повторять короткие реплики понравившегося героя (веселого колобка, доброго зайчика или хитрой лисички). Даже для детей 3 лет не нужно учить наизусть тексты, так как увлекательные действия героев, повторение реплик, динамичное развитие сюжета способствуют быстрому запоминанию. После нескольких совместных постановок малыш будет играть самостоятельно.
  • Детки четырех лет могут уже сами выбирать сказку или даже небольшой рассказ. Так как у дошкольников уже имеется некоторый опыт театральной игры, взрослый более тщательно готовит драматизацию, обучая ребенка эмоциональной и выразительной имитации движений, интонациям персонажей. Этому помогут речевые упражнения, этюды на выражение тех или иных эмоций. Например, «Покажи, как крадется волк», «Изобрази важного петушка», «Голосом передай хитрую лису». Главное, подготовка не должна быть продолжительной по времени или слишком нудной, иначе у ребенка пропадет интерес к игре, обучать можно в ходе разыгрывания сценок. Детям в 4 года содержание выбранных текстов можно разнообразить добавлением смешных эпизодов, новых персонажей, показать хорошо известную сказку на новый лад.. Например, разыгрывая сказку «Волк и козлята», предложить ребенку пофантазировать на тему, как козлята могли бы обмануть злого волка. Однако даже для ребяток 4 лет, чтобы игра состоялась, требуется активное участие взрослого, так как он знакомит с новым текстом, напоминает известные сказки, побуждает дошколенка к игре сюрпризными моментами, например, в виде загадки: «Возле леса на опушке трое их живут в избушке. У них есть три кровати, три подушки. В гости к ним сейчас зайди и на стульях посиди» (сказка «Три медведя»).
  • Для старших дошкольников 5 и 6 лет театрализованные игры становятся самостоятельным творчеством. Дети охотно принимают участие в подготовке домашнего спектакля, исполняют главные роли. Часто проявляют инициативу в выборе тематики, содержания театрализации, обращаются с просьбой к родителям помочь им с костюмами и декорациями. Главное, вовремя откликаться на просьбу ребенка, помогать ему, а если предполагается праздник или семейное торжество, можно предложить дошкольнику приурочить к нему театральную игру. Однако взрослые должны понимать, что приглашение гостей и выступление перед ними — испытание даже для старшего дошкольника, поэтому важно поддержать и похвалить его. Стремление к театральному творчеству возрастает, когда родители отмечают даже малейшее достижение ребенка, например, как удачно он произнес реплику петушка или так похоже сымитировал походку лисы. Хотя старший дошкольник творчески активен, необходимо советами, напоминаниями приучать его следить за игровым поведением, выразительностью речи, мимикой и жестами. Такие навыки способствуют у 5 — 6 летних детей дальнейшему развитию творческих способностей.

Придерживаться основных требований

  • Тематика произведений для театрализации должна быть разнообразной. К отбору текстов нужно обязательно привлекать самого ребенка, чтобы заинтересовать его игрой. Постепенно, к 5 -6 годам, усложняется содержание текстов и сюжетов. Можно сделать семейной традицией обсуждение совместных домашних спекталей. В книжном уголке заводится специальная полочка для текстов, которые будут разыгрываться. Например, хорошо подходят для театра произведения С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»; «Муха — Цокотуха» К. Чуковского; «Стрекоза и Муравей» И. Крылова; «Живая шляпа» Н. Носова и многие другие детские произведения. Родители вместе с детьми прочитывают и обсуждают их. Такие действия активизируют детвору, они с нетерпением готовятся к театрализации.
  • Для поддержания интереса и обогащения театральной деятельности необходима подборка костюмов, игрушек, пополнение театрального домашнего уголка различными видами театров: настольным, пальчиковым, теневым, куклами бибабо (состоящие из головы персонажа и одежды в виде перчатки).
  • Постоянное включение инсценировок в повседневную жизнь превратит театральные игры для дошкольников в такую же естественную потребность, как настольные и сюжетно-ролевые. Например, можно развлечь бабушку пальчиковым театром по сказке «Репка», пока она готовит ужин. Или при сборе на прогулку «позвать с собой погулять» куклу бибабо, с которой весело играть в прятки.
  • Максимально активизировать детей в подготовке к игре: вместе с мамой шить персонажи для пальчикового театра, подбирать костюмы и игрушки для инсценировки, приобретать книжки с интересными иллюстрациями, не пропускать в книжном магазине стендовые книжки (каждая страница объемно представляет действие), вырезать картонные фигурки для теневого театра, вместе с взрослым придумывать сценарий для домашнего спектакля.
  • Для воспитания эмоционального отношения к игре и дальнейшего формирования игровых умений обязательно фиксировать театрализации детей с помощью фотоаппарата или камеры. Это дает возможность постоянно просматривать видеозаписи в семейном кругу, делиться впечатлениями, накапливать положительные эмоции.

Домашние театрализации

Родителей чаще всего интересует, как играть в театрализованные игры дома и что из произведений можно представлять? Доступнее всего в домашних условиях будут режиссерские игры и драматизации. Они отличаются друг от друга тем, что в драматизации ребенок сам исполняет какую-либо роль, в режиссерской игре он действует за персонажа. Наибольший интерес такие игры вызывают у пяти — шестилетних ребятишек, особенно, если дома принято устраивать театральные постановки, и родители принимают в них участие вместе с ребенком. Очень хорошо, когда в семье растут разновозрастные дети. Старшим дошкольникам театрализованные игры дают возможность совершенствовать творческие навыки, выступая перед младшими братьями и сестрами. Это ненавязчиво готовит ребят к дальнейшему обучению в школе, помогает познакомиться со многими литературными и фольклорными произведениями, развивает речевую активность.

Режиссерские игры

Режиссерскую игру дома можно организовать при помощи таких разновидностей детского театра, как настольный и стендовый. Они полезны тем, что дошкольник ответственен за персонаж, действует вместе с ним, сопереживает ему, разговаривает за него, эмоционально передает интонации. От ребенка зависит, каким получится его герой, ярким, запоминающимся или вялым, безжизненным. Причем, работать нужно только голосом и мимикой, жесты и движения неактивны, так как нужно лишь передвигать неподвижную фигурку.

В настольном кукольном театре

Хорошо использовать любые игрушки: любимые детьми мягкие (мишки, зайчики, лисички, львята), пластмассовые (куклы, пирамидки, машины, персонажи сказок), деревянные (кубики, домики, вкладыши). Прекрасно подойдут игрушки-самоделки, которые можно изготовить вместе с дошкольником из природного и бросового материала (шишек, желудей, картона, ткани, коробочек). Главное, чтобы игрушки были безопасны, устойчивы на столе, понятны ребятишкам. В продаже есть готовые настольные театры по детским сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три поросенка». Фигурки изготовлены из картоных шаблонов, которые нужно вырезать и склеить, а могут быть деревянными, пластмассовыми.

К стендовым театрам

Относят магнитный, теневой театры, книжки — панорамы. Фигурки персонажей в них — плоскостные, их легко сделать самим в домашних условиях из картона, фанеры, пластика. Для действия и декораций готовится основа — стенд (магнитная доска, фланелеграф, экран), на который прикрепляются фигурки. По мере развития сюжета персонажи передвигают по стенду. Детям очень нравится книжка — театр, которую легко использовать в разных ситуациях, даже в поездке. Переворачивая странички такой панорамы, можно «оживлять» сказочных персонажей, представлять различные сюжеты, выступать от имени героев. Сейчас популярны книжки — панорамы, созданные по мотивам народных сказок, потешек, авторских сказок: «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Золушка» Ш. Перро, «Аленький цветочек» С. Аксакова. Массу интересных и увлекательных панорамок можно приобрести в книжном магазине и играть в «театр» со своим чадом.

Читать еще:  Выиграть деньги на свадьбу

Произведения для режиссерских игр

В детском саду для режиссерских игр используются произведения, которые хорошо знакомы детям и соответствуют их возрасту. Это помогает эмоционально погрузиться в содержание произведения, понять его идею, обогатить активный словарь, сформировать интонационные навыки. Подобную подборку произведений можно рекомендовать и для домашних театрализаций: народные сказки, потешки, стихи, небольшие детские рассказы. Очень хороши для театрализации стихи Даниила Хармса, так как в них представлены понятные деткам диалоги, эмоциональные реплики, несложные сюжеты. Например, интересно режиссировать стихотворение «Кошки», для которого легко подобрать реквизит среди игрушек или вырезать из картона:

Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.
Я крикнул:- Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.
Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет.
— Ах, нет!- сказали кошки.-
Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.

Игры – драматизации

Драматизации — любимый детьми вид театрального творчества, они строятся на собственных действиях исполнителя роли. Для таких игр хорошо подойдут куклы бибабо, пальчиковые игрушки, тантамарески (шапочки персонажей с вырезанным для лица отверстием), маски, костюмированный театр. Дети в таких играх сами исполняют роли, для перевоплощения в своего персонажа им необходимы все средства выразительности: мимика, жесты, позы, интонации.

Пальчиковый театр

Незаменим для игры — драматизации, когда один играющий одновременно действует за нескольких персонажей. Например, в сказке «Теремок» друг за другом появляются новые герои и ведут диалог. С таким спектаклем справится сам дошкольник, надев шапочки — персонажи на пальчики и подавая реплики за всех действующих лиц. Атрибуты для пальчикового театра нетрудно изготовить самим, связав колпачки с лицами героев или склеив их из бумаги. Научившись у взрослого, старшие ребята смогут самостоятельно изготавливать такие шапочки для любой сказки.

Драматизации с куклами бибабо

Пожалуй, самый любимый вид театра для дошколят. Для игры в него требуется приобрести куклы и ширмочку. Кроме того, нужна тренировка для обучения правильному вождению куклы за ширмой. Взрослый показывает, что герой должен вступать в действие постепенно, а не выскакивать неожиданно, напугав зрителей. Нужно научить ребенка выполнять определенные движения с куклой, одновременно вступая в диалог с другими участниками спектакля. Это достаточно трудные действия, поэтому лучше отработать их заранее. В таком спектакле можно использовать импровизацию, чтобы диалог героев не прерывался, был интересен зрителям. Этот вид игры доступен старшим дошкольникам, уже имеющим опыт театрализации. Для драматизации можно приобретать уже готовые тематические наборы игрушек, а можно изготавливать их во время семейного досуга: голова и руки из папье маше, платье — из ткани.

Театр тантамарески (франц. tintamarresque – «кукла» и «стенд»)

Больше используется в рекламных целях, но в детских садах становится достаточно популярным. Родители также с успехом могут использовать его в домашних играх. Пожалуй, самое ценное в таком театре то, что даже стеснительный и неуверенный ребенок чувствует себя легко и непринужденно, спрятавшись за стенд. Тантамарески легко изготовить самостоятельно вместе с дошколятами: рисуется персонаж с характерными ему особенностями (для лисы — яркий рыжий нагрудник, у Буратино — шапочка и курточка с воротником, у елки — верхние ветви с игрушками). Фигурка может быть в полный рост, портретного объема или даже лицевой маской, в любом варианте для лица играющего вырезается отверстие, а остальная часть придерживается руками. Ребенок передает характер персонажа мимикой и интонациями.

Театрализованные игры помогут в домашней обстановке обогатить игровую деятельность ребятишек, сделать их досуг насыщенным, разнообразить знания и сформировать важные качества личности. Заинтересованные родители всегда смогут создать театр для ребятишек своими руками и сами принимать активное участие в театральных постановках. Удачи вам, уважаемые родители, в воспитании талантливых детей!

Картотека Театрализованных игр для детей 3 — 7 лет
картотека по теме

Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 — 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, рав­номерно размещаться по площадке, строить диалог с партне­ром на заданную тему; развивать способность произвольно на­прягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое вни­мание, память, наблюдательность, образное мышление, фан­тазию, воображение, интерес к сценическому искусству; уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
teatralnaya_igra.docx74.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека театрализованных игр для детей 3 – 7 лет

Педагог дополнительного образования Тукбаева Г.Л.

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет

Театральные игры-имитации для школьников

Насос и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой, выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.

Баскетболист и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой — Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться ролями.

Актерская пантомимика

Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие пантомимики. Дети разбиваются на две равные по численности группы, конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими предмет. Обязательное условие — этот предмет должен быть показан без помощи речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с заданием и его группа угадала этот предмет, то право хода переходит к ней, и уже она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в другую команду, а право хода остается у нее.

Чтобы дети не загадывали простые предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к предметам какое- либо их качество. Например: сломанный пылесос, бешеная курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д.

Необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если противник называет близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос, ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.

Конкурс скульптур

Игра на развитие взаимодействия в группе, индивидуальной пластики и выразительности. Проходит в несколько этапов.

Первый этап — индивидуальный. Ведущий просит каждого изобразить какую-либо реально существующую или воображаемую скульптуру. На это детям дается от 15 до 30 секунд. Затем выбирается тот, кто наиболее точно передал форму, настроение и характер заданной скульптуры. Он объявляется победителем в данной номинации. Таких индивидуальных номинаций может быть от трех до шести (в зависимости от количества и возраста детей).

Второй этап — парный. Дети разбиваются на пары. Их задача — показать парную скульптурную композицию. На данном этапе важен процесс общения между детьми, и поэтому стоит увеличить время для подготовки композиции: от 30 секунд до 1 минуты. Так же как и на первом этапе, определяются победители в каждой номинации.

Третий этап — групповой. В нем могут участвовать группы, состоящие из трех-четырех человек (в зависимости от количества их в общей группе). Главное пожелание — чтобы не осталось не задействованных в игре детей. Задание остается прежним, но только скульптурная композиция составляется уже из участников каждой микрогруппы. Так же как на первом и втором этапах, определяются победители в каждой номинации.

Завершить конкурс можно построением двух групповых скульптур, в которые входят дети двух больших команд или построением одной скульптурной композиции, в которую будут входить дети всего отряда, класса или группы.

Примеры одиночных и групповых скульптур: Девочка ни шаре; Атлант, держащий небо на течах; Мыслитель; Метатель диска; Девушка с веслом; Наполеон; В. И. Ленин (с вытянутой вперед рукой); Теорема Пифагора; Иван-Царевич на болоте; Минин и Пожарский; Самсон, разрывающий пасть льву; Рабочий и Колхозница; Иван Грозный убивает сына; Остап Бендер и Киса Воробьянинов; Безбилетник и Контролер; Ворона и Лисица; Три богатыря; Опять двойка. ; Запорожцы пишут письмо турецкому султану; Боярыня Морозова; Трус, Балбес и Бывалый и т. д.

Прогноз погоды

Игра на развитие выразительности речи и групповой коммуникации. Ведущий заранее составляет прогноз погоды на предстоящий день (реальный или воображаемый). Вызываются пять-семь участников, желающие принять участие в конкурсе. Их задача — прочитать данный прогноз с заданной интонацией, передав настроение и характер воображаемого диктора. Например:

• Диктор справочной службы вокзала;

• Учитель русского языка на изложении;

• Докладчик на торжественном собрании;

• Священник во время службы;

• Рядовой, докладывающий командиру;

Групповая декламация

Ведущий заранее выбирает какое-либо стихотворение из школьной программы (в соответствии с возрастом детей). Задание группе: прочитать по одной строчке стихотворения каждому участнику так, чтобы получилось интонационно и логически выдержанное произведение. Главным является выразительность чтения, логические паузы, интонации. Если стихотворение не закончилось при прохождении первого круга, то те же самые участники читают его дальше.

Данную игру можно позиционировать еще и как игру на организацию взаимодействия.

Этюды с воздушным шариком

Данная группа этюдов служит для развития выразительности мимики, пластики, умения входить в образ и выстраивать заданный сюжет. Игра может проводиться как с одним участником, так и в группе. Для ее проведения необходим один или несколько надутых воздушных шариков, которые раздаются участникам.

Ведущий дает задание создать этюд с шариком на конкретную тему. Например:

• Человек, смотрящийся в зеркало;

• Объяснение в любви;

• Расставание с любимым человеком;

• Начальник и подчиненный;

• Ребенок в зоопарке перед клеткой какого-либо животного;

• Родитель, отчитывающий сына-двоечника;

• Шахматисты, играющие партию;

• Покупатель и продавец.

Спич на заданную тему

Упражнение на развитие ораторских способностей. Проводится индивидуально с отдельным участником в присутствии всей группы. Выбираются отрасли человеческой жизнедеятельности и темы, которым посвящен тот или иной спич. После того как определена отрасль, выбранному участнику дается тема, на которую он без подготовки должен произнести спич в течение одной-двух минут (в зависимости от возраста).

Например: отрасль педагогика (школа, воспитание, образование). Темы, на которые должен быть произнесен спич:

• Дверь директора школы;

• Любимая ручка (писчая);

• Родительское собрание и т. д.

Возможные темы: медицина, транспорт, армия, театр, рыбалка, любовь, природа, дом, друзья и т. д.

Пантомима «Где я был?»

Участникам пантомимы даются задания изобразить места их пребывания в последнее время. Задания даются каждому так, чтобы окружающие не слышали. Участники группы должны догадаться, какое место им показывается. Если с трех попыток они не догадались, то исполнителю дается фант (рассказать стих, спеть песню и т. д.). Возможные места:

Пантомима «Признание в любви»

Участники пантомимы разбиваются на разнополые пары (мальчик-девочка). Их задача совместно составить пантомимический этюд «Признание в любви». Совершенно очевидно, что им необходимо использовать только мимику и жесты. Время для составления этюда одна-две минуты. Победителем оказывается та пара, которая выполнила задание наиболее артистично, эмоционально и оригинально.

Для развития коммуникативных качеств личности и организации межличностного общения можно выбрать вариант, когда у участников пантомимы не будет времени на подготовку. Другой же вариант — когда им дается время, но они составляют данный этюд поодиночке, не взаимодействуя друг с другом.

Такого же рода парные этюды можно разыгрывать и на другие темы, например: Покупатель п Продавец, Больной и Врач, Безбилетник и Контролер, Начальник и Подчиненный, Учитель и Ученик ит. д.

Сборник упражнений, заданий и игр. Театральное творчество младших школьников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Театральное творчество у мл.шк..docx

МО Красноуфимский округ

МКОУ «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»

Сборник упражнений, заданий и игр

Автор: Комарова Т.А.,

учитель начальных классов

Театральное творчество младших школьников. Сборник упражнений, заданий и игр. Комарова Т.А. 2015.

Пособие для педагогов содержит комплекс упражнений, заданий и игр с методическими рекомендациями, используемые на уроках и занятиях театральным творчество, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Цель пособия – оказать помощь учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования в подготовке к урокам, занятиям и создания на них творческой атмосферы.

1.1. Основные направления работы с детьми………………………………….. с.6

1.2. Методические рекомендации……………………………………………… с.8

2.1 Артикуляционная гимнастика…………………………………………… с.10

2.8. Упражнения, задания, игры……………………………………………… с.25

Актуальность: В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Отсюда стремление научить детей читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Таким образом, эмоционально-духовная сущность превращается во вторичную ценность. Дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Электронные игрушки и компьютеры, популярные в последнее время, не способны компенсировать ребенку детское сообщество, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на окружающий мир смотрят без особого удивления и интереса, как потребители. У них недостаточно развиты память и внимание, а психологи, отмечая недостаток наблюдательности и творческой выдумки, часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию в радостном процессе игры.

Работая с детьми на уроках музыки в школе, у меня возникла потребность найти такую форму развития у детей творческих способностей, которая была бы близка и интересна мне и максимально действенна и эффективна для детей.

Так, мною была разработана программа «Театральное творчество» для учащихся начальных классов.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат.

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

• опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

• помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

• через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

• научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

Уроки театрального творчества необычные, проводить занятия нужно эмоционально и увлекательно. На уроках от педагога требуется хорошее настроение и доброжелательность. На протяжении нескольких лет мне пришлось выработать определённую структуру занятий.

Структура урока выглядит так:

Приветствие и артикуляционная гимнастика

Гимнастика для лица

Упражнения на технику речи (стихи, ритмическое чтение)

Задания на пластику движений (игры)

Структура может меняться. Это зависит от основной цели урока, возраста школьника, степени усвоения материала. Только нужно следить за тем, чтобы статичные упражнения чередовались с подвижными, своевременно происходила смена одного задания другим.

Важным условием всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение – пробный показ – краткий анализ показа – поточный показ и анализ учеников – поощрение лучших. Излишний разбор ошибок снижает интерес детей и эмоциональность урока.

Каждый урок должен обязательно нести в себе какой-то новый элемент, упражнение задание или игру. Если задание оказалось сложным для ваших детей, то его надо заменить на более лёгкое, чтобы к нему вернуться на другом этапе.

Особое место в занятиях уделяется работе с воображаемым предметом, которой мы уделяем большое внимание на протяжении всего курса. Это один из элементов системы К.С.Станиславского, очень ценимый им, который обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.

Основная работа по развитию речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки) ведётся в первые два года обучения, когда дети это делают с удовольствием. На третьем году обучения мы больше внимания уделяем выразительности речи, ищем краски для выражения творческих идей, задумок.

Заканчиваем урок, как правило, эмоциональными занимательными или подвижными играми, чтобы дети ушли с занятия с хорошим настроением.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи . Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи . Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Основными требованиями в работе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений, развивающих именно эти навыки:

Домысливание предлагаемых обстоятельств;

Рассказ о герое от его собственного лица;

От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;

Придумывание событий до этюда и после него;

Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

На заключительном выступлении показываются инсценировки стихов, фольклорные праздники, «деревенские посиделки». Школьники участвуют в спектакле как в коллективном творчестве, используя рабочую терминологию актерского искусства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector